Рецензия: Александр «Балу» Балунов — «Король и шут». Бесконечная история»

Новая книга экс-басиста «Короля и шута» Александра «Балу» Балунова вышла менее чем через год после его книги «Король и шут». Между Купчино и Ржевкой…» — вероятно, издательство очень вдохновилось огромным, причём заслуженным успехом биографии. Балу тут же было предложено писать продолжение, тем более что в последние годы он взял на себе функцию неназначенного архивариуса «Короля и шута»: он живёт в Калифорнии, оцифровывает редкие песни группы и перечитывает собственные записки, которые нерегулярно вёл на гастролях. Всё это и послужило основой для второй книги.

И всё-таки у читателя нет-нет да и возникает вопрос, зачем нужно продолжение, если «Между Купчино и Ржевкой…» при всей своей сумбурности нарисовала масштабную и достаточно полную картину жизни и приключений «Короля и шута». Что-то, конечно, осталось недосказанным, но хватит ли этого на целую вторую книгу? Балу, естественно, бодрится и уверяет, что историй хватит ещё на пять книг, но не всегда подтверждает это делом.

«Король и Шут. Бесконечная история» — новая книга Александра Балунова

«Бесконечная история» состоит фактически состоит из интервью, баек и отвлечённых размышлений. С автором для книги пообщались Андрей Князев, скрипачка Маша Нефёдова, мама и вдова Михаила Горшенёва, а также директор позднего «Короля и шута» (и группы «КняZz») Вахтанг. Балунов оказался невероятно лоялен к репликам своих героев, воспроизводя полностью даже те моменты, когда они не могут вспомнить ничего интересного. Поэтому повествование часто буксует, да и добрая панибратская манера общения Балу с читателями в какой-то момент начинает утомлять. Искромётные гастрольные истории чередуются с довольно скучными. Рассказы о том, как музыканты чудили, употребляли вещества и самозабвенно играли в войнушку, почти полностью вытеснили из книги присущие первому тому подробные споры о музыке — и в «Бесконечной истории» артисты, которые, оказывается, на удивление серьёзно относились к своему делу, выглядят толпой придурковатых подростков.

В конце первой книги выяснялось, что часть музыкантов «Короля и шута» (составившие после смерти Горшка основу группы «Северный флот») были против выхода издания — при этом в самом повествовании они играли важную роль, хотя и были описаны довольно иронично. По продолжению можно подумать, что никаких Леонтьевых, Цвиркуновых и Щиголевых в «Короле и шуте» никогда не было: на обложке группа представлена в виде квартета Горшка, Князя, Балу и Маши, да и в историях Ренегат, Яков и Поручик либо не фигурируют, либо обезличенно называются гитаристами и барабанщиком. Ну, такой приём имел бы право на существование, если бы Александр Балунов и его собеседники в какой-то момент от него бы не отказались и не начали бы рассказывать о нехорошем поведении музыкантов — и по отношению к Горшку в его последние годы, и по отношению к наследникам Горшка после смерти последнего. Надо сказать, это сильно нарушает заявленную концепцию «доброй сказки».

Балу честно предупреждает, что многие бытовавшие в группе игры и приколы были рассчитаны на внутреннее потребление, оставаясь непонятными за пределами команды. Попытки вынести их на всеобщее обозрение вполне подтверждают этот тезис: посторонним читать всё это как-то не слишком смешно. Третий том — под угрозой.

Алексей Мажаев, InterMedia