Брат Михаила Горшенева назвал его остросоциальным автором

Концерт группы «Кукрыниксы» памяти Михаила Горшенева состоялся 19 июля в столичном GLAVCLUB GREEN CONCERT.

Кукрыниксы

Лидер «Короля и Шута» ушел от нас четыре года назад. За это время правопреемники группы дали немало концертов его памяти, шумно делили наследие и наговорили друг другу немало «любезностей». По большому счету, младший брат Михаила Алексей Горшенев оставался в стороне от этой шумихи. Он неоднократно повторял, что ни на что не претендует, и все, что ему нужно — исполнять пару песен брата на выступлениях «Кукрыниксов». Разумеется, и Алексей неоднократно играл специальные сеты в память о Горшеневе-старшем. Однако в Москве это произошло впервые в самый день смерти 19 июля.

Перед концертом на сцену вышла мама братьев Горшеневых Татьяна Ивановна и прочла пронзительные стихи, обращенные к Михаилу. Суть их сводилась к тому, что сейчас он далеко — в мире, где нет «бабла» и склок, но когда-нибудь вернется и всех примирит. Листочки с собственным сочингением она раскидала по танцпартеру. Некоторые из них тут же возвращались к ней, и она их запускала в виде самолетиков.

Сет-лист «Кукрыниксов» выдался очень нетипичным. Наряду с песнями «Короля и Шута», Алексей Горшенев исполнял исключительно те вещи «Кукрыниксов», которые, по его мнению, имеют непосредственное или хотя бы косвенное отношение к брату. Произведения Михаила он нередко оставлял без комментариев, а вот выбор своих композиций подробно обосновывал. Алексей не устает повторять, что в творчестве для него важнее всего быть правильно понятым — отсюда и такая детализация.

Начали «Кукрыниксы» с впервые исполняемой ими песни «КиШ» «Мастер приглашает в гости». Она выполняла функцию своеобразного пролога, поскольку, в отличие от авторов, Горшенев-младший исполнил ее «приглушенно», заменив угарные гитарно скрипичные-партии на грустные вокализы. Настрой был задан правильный: дескать, уже все случилось, и ничего не изменить.

Конечно, было бы неправильно превращать рок-действо в сплошные поминки — и уже следующим номером прозвучал драйвовый «Дагон». Песня, «Кайф», по словам Алексея «имеет непосредственное отношение к Мишеньке». Причем, певец сразу предостерег зрителей от слишком прямолинейных трактовок. «Не надо пороть горячку!», — воскликнул он. И действительно, под «кайфом», конечно же, имелись в виду отнюдь не запрещенные вещества, а дар настоящего творца раскрашивать мир во все цвета радуги. Дар, которым в полной мере обладал Михаил Горшенев.

«Черный ворон» хорошо вписалась в череду именно поминальных песен. Перед «Штормом» Алексей Горшенев заявил, что несмотря на все измышления некоторых поклонников об аполитичности «Короля и Шута», его брат был именно остросоциальным автором, а всех сомневающихся отослал к его интервью об Украине. «Не дай Бог нам выяснять отношения так, как в этой песне», — заметил Горшенев-младший. «Шторм» — песня об активной гражданской позиции, недаром ведь на минувшем «Нашествии» Алексей выразил надежду, что ее будут слушать по утрам во властных структурах и в Министерстве иностранных дел России.

Редко играемая «Кукрыниксами» песня «Полжизни» была посвящена проницательности Михаила Горшенева. Алексей признался, что его брат при первой же встрече видел людей насквозь, от чего 80% его собеседников впадали в настоящую панику, так как не могли утаить от музыканта своих темных сторон. Затем Горшенев-младший исполнил две песни «Короля и Шута» — «Мария» и «Помоги мне», к которым имел прямое отношение, поскольку они создавались, когда он барабанил в проекте брата.

«Хрустальный мир» «Кукрыниксов», по признанию автора, ровно о том, чем жил Михаил Горшенев. Причем, от своей непонятости он отнюдь не страдал, и в любой ситуации диссонанса с окружающими находил в себе силы «воспрять духом и сказать: да ни хера!».

«Выход из роли», адресованная одновременно и Михаилу Горшеневу, и Владу Галкину, отлично вписалась в пул театральных песен. Вокалист «Кукрыниксов» обратил внимание на то, что в любом актерском вузе студентов скрупулезно учат тому, как войти в роль, но вот как выйти из нее — никто не скажет. Живой иллюстрацией к данному тезису стал гость концерта Роберт Остролуцкий, подменивший Михаила Горшенева в зонг-опере «TODD». Это был уже далеко не тот субтильный индустриальщик, каким мы его привыкли видеть еще 4-5 лет назад, а кряжистый цирюльник Суили Тодд собственной персоной! С Алексеем Горшеневым они исполнили две арии из этого мюзикла — «Мой Бог» и «Счастье». Лидер «Кукрыниксов» горячо поблагодарил коллегу за то, что тот продолжает дело его брата.

Заслуживал внимания комментарий Алексея Горшенева к песне «Как твои дела». Выяснилось, что писал он ее о крепких актерских парах (вроде Александра Лазарева и Светланы Немоляевой), которые сохраняли друг другу лебединую верность, но теперь она, к сожалению, проецируется и на Михаила Горшенева. Солидаризуясь героиней этой песни, носящей вечный траур по любимому, Алексей на время исполнения «Как твои дела» накинул на голову черный капюшон. Про текст «Ели мясо мужики» он сказал, что это — настоящая дичь, поскольку подобного каннибаллизма наш многострадальный рок-н-ролл еще не видывал.

Прощание было трогательным, посколько состояла из таких уместных в данной ситуации песен, как «Обнимай», «Проклятый старый дом» и «Последняя песня». Напоследок Алексей признался, что они с мамой уже успели сегодня побывать на могиле брата.

Источник: KM.ru